
А знаете ли вы, что такое турниры? Если обратиться к словарям, то, например, Ожегов дает такое определение – «В Западной Европе в средние века: состязание рыцарей. Сразиться на турнире. 2. Спортивное соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. Шахматный турнир». (Источник: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%80)
В словаре Даля читаем следующее «ТУРНИР – (немецк.) – рыцарские игры, карусель, гарцеванье, ристанье. (Источник: https://gufo.me/). Сравниваем два определения и делаем вывод, что суть одна – событие, имеющее в себе дух состязательности.
В разные века и эпохи турниры были очень популярны. Ассоциативно вспоминаешь курс Средневековой истории, и воображение рисует рыцарские турниры, на которых в обязательном порядке шла борьба между достойнейшими за внимание наипрекраснейших.
В XXI веке, как оказалось, турниры никуда не исчезли, просто сменили формат и направление: «сражаются» роботы – такие своеобразные рыцари новых технологий – на игровых полях Кванториума. «Сражаются» спортсмены – покорители времени и дистанций, умеющие управлять мыслями, мышцами, эмоциями – на Олимпиадах. «Сражаются» интеллектуалы – современные гении – в умственных баталиях.
Именно такой турнир уже много лет существует в Ненецком автономном округе. И совершенно справедливо этот турнир носит имя выдающегося ученого, мыслителя, философа, инженера, путешественника, открывателя, физика, химика, общественного деятеля, уроженца Архангелогородской губернии Михаила Васильевича Ломоносова. Именно на «полях» Ломоносовского турнира происходят нешуточные «сражения» и «состязания» юных исследователей.
Темы и направления определены положением турнира. Участник может выбрать форму либо исследований, либо проекта, и определиться с направлением: либо гуманитарные исследования по вопросам истории, социологии, политологии, экономики, философии, культурологии, литературоведения, лингвистики, филологии, психологии и прочее; либо естественнонаучные исследования по экологическим, биологическим, географическим, краеведческим, сельскохозяйственным, химическим, медицинским, ветеринарным и другим вопросам; либо проекты в области культуры, искусства, технического творчества (музыкальное, театральное, изобразительное искусство, архитектура, журналистика, телевидение, кинематография, библиотечная и музейно-выставочная деятельность, народное творчество и ремесла, робототехника, моделирование, конструирование и прочее).
Самое сложное для участников определиться с темой, ведь от точности формулировки зависит многое: определение целей, задач. Методов исследований.
Но участники от нашей школы с этим прекрасно справляются много лет подряд.
В этом учебном году четыре юных исследователя заявили о своем желании поучаствовать в Ломоносовском турнире. Их активные и замечательные наставники – в основном это классные руководители и учителя-предметники – поддержали в этом. И началось…Сбор материала, архивы с документами, интервью, анализ серии книг, контрольные закупки хлеба, сбор и обработка анкет. Во многих этих моментах была задействована вся школа. И, надо вам сказать, все получилось.
В назначенный день , 16 января 2025 года, четверо мужественных исследователя, преодолевая свой страх публичных выступлений, представили на суд строго жюри свои работы: Ляпунова Елизавета (6а) проводила исследования хлеба, и доказывала, что именно «хлеб – великое богатство»; Овчинникова Татьяна (2а) убедила жюри, что «Добрые дела вокруг нас…» и мир волентерства очень разнообразен; Егорова Анастасия (6б) расшифровала для жюри «Молодежный сленг…» и доказала, что в нем могут неплохо разбираться и другие возраста, а если создать словарь, то словарных барьеров между поколениями и вовсе не будет; Бородкин Егор (6а) очень удивил своей темой о «Концепции зла» в серии романов о Гарри Потерре, но волноваться совершенно было не о чем. Добро, как всегда, победило зло!
И в нашем турнире тоже были победители и призеры, три работы из 4-х вышли на муниципальный уровень. В заочный муниципальный этапа прошли все три юные исследовательницы.
Хотелось бы поблагодарить членов жюри, ведь именно они, их мудрость и опыт, знание и интуиция, четкое следование критериям оценивания, корректные замечания вселили уверенность конкурсанткам.
5 февраля были подведены итоги заочного тура. В очный прошли все три работы от нашей школы. И вот снова – волнения, защита, вопросы уже другого жюри.
7 февраля 2025 год. Центр поддержки талантов «Маяк». Очная защита. Волнуются все три участницы и их наставники. Непросто и волнительно представлять результат своего труда, но достойно и важно. И не растерялись!!! УРА!! Два призовых места!!! Ляпунова Елизавета и Егорова Анастасия!
Наши умницы ПЯТОЙ!!! Фанфары, как и положено на турнирах, в честь лучших!!! И пусть миг вашего успеха разделят с вами наставники Юлия Александровна Чупрова и Анастасия Александровна Крылова, ваши семьи, чья поддержки и помогла добиться успехов. Пусть же будут горды вами ваши одноклассники!!! Не расстраивайтесь те, у кого не получилось сегодня, помните, что у вас еще всё впереди!!!
Как много еще впереди:
Волнений, исканий, -
Не счесть!
Исследователем быть
Для каждого честь!